8 (39161) 3-42-45

г. Канск

Get Adobe Flash player

Главное меню

Волонтерская деятельность в ДОУ как активная форма общения в детской среде

Дошкольный возраст традиционно считается периодом интенсивной социализации. Первый опыт взаимоотношений со сверстниками, начиная с дошкольного возраста, является тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности ребенка. Именно этот опыт во многом определяет отношение человека к себе, к другим, к миру в целом. Поэтому важно развивать у детей навыки эффективного общения и успешного взаимодействия с социальным окружением, формировать способность слышать и сопереживать собеседнику.

Нас заинтересовала технология «Дети-волонтеры», автором которой является Н.П. Гришаева. Мы провели ряд мероприятий по изучению данной технологии. Изучив технологию, поняли, что с ее помощью можно эффективно развивать личностные качества у дошкольников, и прежде всего, коммуникативные. Определили ответственного в ДОУ, который координируют всю деятельность, организует работу волонтёров по различным направлениям, осуществляет планирование деятельности.

Так у нас в ДОУ зародилось волонтерское движение, которое практикуем третий год.

Мы определили для себя цель: создание условий для развития навыков общения у дошкольников.  И поставили задачи:

  • Развивать у детей коммуникативные навыки.
  • Способствовать установлению эмоциональных контактов между детьми.
  • Способствовать развитию саморегуляции поведения, самостоятельности, инициативности и ответственности у детей.
  • Формировать умение работать в команде, прислушиваться к мнению своих друзей.

Начиная со старшего дошкольного возраста воспитатели начинают знакомить детей с тем, кто такие волонтеры и в чем заключается их деятельность. Предложили детям попробовать себя в роли волонтеров. Дети приняли это с большим интересом. На одном из родительских собраний узнали мнение родителей о волонтерском движении и о возможности создания волонтерского отряда в детском саду. У родителей идея создания детского волонтерского отряда вызвала одобрение.

Был разработан план деятельности волонтерского отряда. Если в ходе реализации плана появляются инициативы, исходящие от детей, план корректируется.

Помогая дошкольникам понять их новое положение, поддерживали в детях ощущение «взрослости» и на его основе вызвали у них стремление к решению новых, более сложных задач познания, общения, деятельности, т.е.

  • мы поможем научить малышей тому, что умеем сами;
  • мы – помощники;
  • мы хотим узнать новое и научить этому малышей;

Дети такие мотивы приняли охотно. Набралась группа детей, желающая быть волонтерами.

Чтобы дети участвовали в этом с интересом, внесли атрибутику (ярко-зеленые галстуки); совместно приняли правила:

  • быть ответственным;
  • уважать других людей и их права;
  • быть терпеливым;
  • сдерживать обещания;

Важным моментом в организации волонтерского движения считаем обучение волонтеров, поскольку ребенок не может сразу взять и пойти учить других, не имея в запасе определенных знаний и навыков.

Вначале готовили волонтеров к работе с младшими дошкольниками. Обсуждали с детьми, в какие игры можно поиграть с малышами, чему научить.

Первый поход был в первую младшую группу, в период адаптации. Ребята учили малышей раздеваться, одеваться, организовывали с ними различные игры. C каждым разом дети чувствовали себя более уверенно, уже без помощи воспитателя организовывали игры с малышами.

Посещая вторую младшую и среднюю группы, дети проводят утреннюю гимнастику, игры, театрализованные представления.

Во время сюжетно – ролевых игр в группе создаются ситуации, которые побуждают детей активно общаться друг с другом, применять свои знания и умения, ставят перед ними все более сложные задачи, поддерживают желание преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца. Побуждаем ребят замечать состояние человека (обижен, огорчен, скучает) и проявлять сочувствие, готовность помочь.

Дети действительно начали ощущать себя самыми старшими среди других детей в детском саду. Побывав не раз в каждой из младших групп, ребята уже делают выбор, в какую группу они хотят пойти и чем могут занять малышей.

Также в рамках волонтерского движения начали проводить с детьми акции. Цель акций: привлечение внимания общества к существующей социальной проблеме. Беседуя с детьми, обсуждаем, какой вклад мы можем внести в решение данной проблемы. Во время подготовки к проведению акции ребята обсуждают проблему, рисуют плакаты.  Тем самым дети учатся работать в команде.

Во время  проведения некоторых акций привлекаем наших социальных партнёров: инспекторов ГИБДД, представителей пожарно-спасательной станции. Волонтеры раздают родителям, прохожим, водителям листовки, памятки, напоминают правила.

Детям нравится выступать в роли помощников. Тем более это звание необходимо заслужить своим поведением, положительным отношением к делу. Дети получают внутреннее удовлетворение, чувство гордости за проделанную работу, не ждут материального вознаграждения.

Для того, чтобы отследить эффективность данной практики, используем диагностику, предложенную Н.П. Гришаевой, направленную на выявление сформированности социальных навыков и саморегуляции поведения у детей. А также карты наблюдений за проявлениями коммуникативных способностей у дошкольников (авторы - А.М. Щетинина, М.А. Никифорова).

Анализ диагностики показывает, что у детей наблюдается положительная динамика в развитии социальных и коммуникативных навыков. Дети получили отличную возможность почувствовать себя взрослыми и нужными;

​в различных совместных действиях дети учились решать спорные вопросы, улаживать конфликты, в игре обменивались опытом и эмоциональным общением;

​многие дети стали пользоваться правом самостоятельного выбора, которого им не хватает в повседневной жизни;

В группе раннего возраста также можно говорить о положительных результатах: адаптация у детей прошла быстрее и в более легкой форме по сравнению с прошлыми годами.

Считаем, что применение данной технологии позволяет эффективно формировать и развивать у детей коммуникативные навыки, саморегуляцию поведения, самостоятельность, инициативность, ответственность – качества, необходимые не только для успешной адаптации и обучения в школе, но и для жизни в современном обществе.

План работы волонтерского движения в ДОУ на 2019-2020 учебный год

Данная практика была представлена на экспертной сессии "Современные образовательные практики в дошкольном образовании" в г. Красноярске в 2017 году. Практика признана соответствующей современным требованиям в дошкольном образовании (выписка из протокола).

Литература:

  1. Современные технологии эффективной социализации ребенка в дошкольной образовательной организации: методическое пособие / Н.П. Гришаева. – М.: Вентана-Граф, 2015. – 184 с. – (Тропинки).

 

Акция "Пристегни самое дорогое"