8 (39161) 3-42-45

г. Канск

Get Adobe Flash player

Главное меню

Детский мастер-класс как одна из форм поддержки инициативы и самостоятельности у дошкольников

Детская самостоятельность и инициативность все чаще становится объектом повышенного внимания в педагогике и в обществе. Эти важные качества позволяют ребенку успешно социализироваться и найти свое  место в жизни. Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности является и одним из основных принципов дошкольного образования, указанных в  Стандарте.

Подавление инициативы приводит к тому, что у ребенка  развивается страх перед окружающим миром, неуверенность в своих силах и даже лень.

Исходя из этого, мы ставим  перед собой следующие цель и задачи.

Цель: создание условий для личностного  развития детей.

Задачи:

  • развивать инициативность, ответственность, самостоятельность;
  • создавать ситуации, позволяющие дошкольникам реализовать свою компетентность;
  • способствовать развитию саморегуляции поведения;
  • развивать речь детей как средство общения.

В связи с вышесказанным мы решили попробовать такую форму работы с детьми, как детский мастер-класс. На начальном этапе мы использовали детские мастер-классы в непосредственно образовательной деятельности, а также после сна в совместной деятельности. А также в рамках волонтерского движения, когда старшие дети  ходили к малышам. После того, как мы начали проводить "клубные часы" 1 раз в неделю, было принято решение проводить детские мастер-классы в рамках «Клубного часа». И сейчас 1 раз в месяц дети старшей и подготовительной групп сами проводят свои мастер-классы. Вместе с детьми мы договорились, что того, кто проводит  мастер–класс,  будем называть  «мастером», а участников «умельцами». Также в ходе обсуждения сформулировали правила поведения во время мастер – класса:

  • «Мастеру» необходимо говорить внятно, громко, не торопясь.
  • «Умельцы» внимательно слушают, не перебивая «мастера».
  • Если хочешь задать вопрос, необходимо это сделать вежливо.
  • Все работы признаются ценными. Плохих работ не бывает.
  • В конце необходимо поблагодарить «мастера».

В ходе реализации практики мы сформулировали некоторые  правила для себя:

  1. Мастер-классы проводятся по инициативе детей. Педагог также может быть инициатором проведения детского мастер-класса.
  2. Темы мастер-классов обсуждаем с детьми на групповом сборе.
  3. Педагог проводит индивидуальную работу с ребенком и родителями, обговаривая содержание мастер-класса.
  4. Приветствуется участие родителей в подготовке мастер-класса.
  5. И что особенно важно – мастер-класс должен быть безопасным для участников.

Во время одного «клубного часа» может быть организовано несколько  мастер-классов. Количество проводимых мастер-классов во время одного «клубного часа» зависит от количества детей, желающих провести мастер-класс. Рядом с ребенком-мастером обязательно присутствует педагог или родитель. В зависимости от ситуации взрослый может не принимать участие в «мастер-классе», а может быть партнером по совместной деятельности во время проведения «мастер-класса».

Родители не остаются в стороне. Участие родителей заключается в том, что они помогают в определении направления мастер-класса (т.е. что ребенок умеет делать лучше других и может этому научить), в подготовке материалов для мастер-класса, а также в проведении мастер-класса совместно с ребенком.

Подготовка к мастер-классу проходит в несколько этапов.

На первом этапе происходит выбор темы.

Тема для «мастер – класса» может быть любой. Он может быть творческим, спортивным или танцевальным.

На втором этапе происходит  обсуждение содержания «мастер-класса».

Предварительно проводится подготовительная работа с ребенком. Мы  индивидуально обговариваем  с ним этапы выступления и его содержание. Подключаем к этому родителей. Продумываем,  какие материалы потребуются «мастеру». 

Следующий этап – это  презентация темы «мастер-класса».

Темы мастер-классов озвучиваются на групповом сборе в пятницу утром. Затем ребята идут в другие группы и  презентуют  темы  мастер-классов  уже там для всех желающих  принять участие в этом мероприятии.  Каждый мастер презентует свой мастер-класс. Формы презентации могут быть разными – текст,  загадка, стихотворение, рассказ из опыта. 

Также мы определили структуру детского мастер-класса:

Вначале  мастер приветствует участников, при необходимости представляется сам, объявляет тему.  Затем пошагово представляет свой опыт – этапы изготовления продукта деятельности (поделки, рисунка, аппликации) или элементы (танца, спортивного упражнения).

После чего ребята-участники выполняют задание и если они затрудняются, то «мастер» оказывает словесную или практическую помощь.

По окончании «умельцы»  представляют свои работы другим детям и взрослым. И благодарят «мастера».

По окончании «клубного часа» дети возвращаются в свои группы, и проводится «рефлексивный круг». Вопросы для «рефлексивного круга»: (для «умельцев»)

  • В каких мастер-классах ты участвовал?
  • Чему научился?
  • Можешь ли ты научить этому других (брата, сестру, сверстников в детском саду)?
  • Куда сходить не успел, но очень хотелось?
  • Удалось ли соблюдать правила, если нет, то почему?

(для «мастера»):

  • Как ты считаешь, удалось ли тебе научить других детей делать, то, что ты умеешь?
  • Требовалась ли тебе помощь воспитателя?
  • Хотелось бы тебе еще выступить в роли мастера?

Конечно, «клубный час», во время которого организуются детские мастер-классы, нам пришлось немного адаптировать. Поскольку ребенок не может, как взрослый, в течение всего часа проводить свой мастер-класс для желающих. Поэтому нами было принято решение, что ребенку отводится на проведение своего мастер-класса не более 30 минут. Затем его заменяет педагог или родитель, а у ребенка-«мастера» будет возможность в течение остальных 30 минут принять участие в другом мастер-классе в качестве «умельца». Но у нас часто случалось так, что ребенок-«мастер» не хотел уходить и продолжал свой мастер-класс в течение часа. Особенно, если мастер-класс спортивный или танцевальный.

Если на «рефлексивном круге» выяснилось, что детей очень заинтересовал какой-то мастер-класс и не все желающие его успели посетить, то мы повторяем его в следующий раз. «Мастером» может выступить тот же ребенок (по желанию) или другой (это уже обговаривается индивидуально).

Первоначально, когда мы начинали данную практику в старшей группе в прошлом году, мы сами предлагали детям выступить в роли мастера  и научить остальных детей делать то, чему они научились  во время «клубного часа» или дома с родителями. Сейчас  эти дети в подготовительной группе, и мы видим, что детям уже не надо предлагать, они сами стали проявлять инициативу и подходить к воспитателю с просьбой провести тот или иной мастер-класс для других детей.

Результатом применения такой формы работы стало повышение уровня проявления детьми инициативы, а также самостоятельности во время проведения мастер-класса. 

Если в начале прошлого учебного года самостоятельно провести мастер-класс без помощи взрослого могли только 8% детей, то в этом году 35% детей, которые не нуждаются в помощи взрослого при проведении мастер-класса.  Также можем отметить, что наблюдаются положительные изменения в развитии речи детей. Инструментом для диагностики являлось наблюдение за детьми во время подготовки и проведения мастер-классов, а также карта проявлений инициативности (А.М. Щетинина «Диагностика социального развития ребенка»). Среди родителей был проведен опрос, по результатам которого больше половины родителей считают, что такая форма работы дает положительные эффекты, способствует развитию ответственности и самостоятельности, а также повышает самооценку у детей.

Уровень развития самостоятельности при проведении мастер-класса

            

Уровень проявления  детьми инициативы

 

   

 

 

 

 

 

 

Использованные источники:

https://infourok.ru/detskiy-master-klass-kak-sposob-razvitiya-iniciativi-i-samostoyatelnosti-v-doshkolnom-vozraste-1909628.html

 

 

 

Мастер-класс "Танцуем хип-хоп"