8 (39161) 3-42-45

г. Канск

Get Adobe Flash player

Главное меню

"Большая игра" в рамках "Клубного часа"

В Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования игра рассматривается как один из сквозных механизмов развития ребенка, как важное средство его социализации. При этом одним из целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования выступает владение ребенком  разными формами и видами игры, умение различать условную и реальную ситуацию, умение подчиняться разным правилам и социальным нормам.

Сюжетно-ролевая игра — это основной вид игры ре­бенка дошкольного возраста. Сюжетно-ролевая игра имеет большое значение в социальной адаптации ребенка, реализации его возможностей в будущем.  Проигрывая различные жизненные ситуации, дети учатся общаться друг с другом, разрешать конфликтные ситуации, поддерживать дружелюбную атмосферу. В сюжетно-ролевой игре успешно развиваются личностные качества ребенка.

Не секрет, что игра постепенно уходит из жизни детей. Коллективным сюжетным играм дети предпочитают индивидуальные компьютерные. Родители придают большое значение развитию интеллектуальных качеств в ущерб социально-личностному развитию, недооценивают важность сюжетно-ролевых игр для развития детей.

Поэтому считаем важным создавать в ДОУ условия для развития игровой деятельности.

Цель: развитие личностных качеств дошкольников посредством сюжетно-ролевых игр в ДОУ.

Задачи:

  • Способствовать проявлению инициативы в сюжетно-ролевой игре.
  • Формировать произвольность и саморегуляцию поведения.
  • Формировать у детей понимание необходимости соблюдения правил и норм этического поведения.
  • Развивать коммуникативные качества.
  • Развивать у детей интерес к игре. 

В детском саду не первый год реализуется технология Н.П. Гришаевой "Клубный час". Вначале мы проводили только деятельностные "Клубные часы", когда для детей организуются различные "клубы", которые они могут посещать в течение часа. Затем  в процессе реализации данной технологии мы разнообразили виды "Клубных часов". У нас появились детские мастер-классы, клубный час в форме квест-игры, а также в форме большой сюжетной игры. В процессе такой большой игры  детям приходится общаться и взаимодействовать не только с детьми и воспитателями своей группы, но и с детьми и взрослыми из других групп. А это позволяет более эффективно решать поставленные задачи.

В «клубном часе» у нас участвуют дети старшей, подготовительной и разновозрастной групп. «Клубные часы» в форме большой игры, объединенной для детей этих групп одним общим сюжетом, мы организуем 1 раз в месяц. Так, например, были проведены сюжетно-ролевые игры «Мы – туристы», «Кафе», «Модельная школа».

Предварительно мы определяем цель и задачи каждой игры, продумываем сюжет игры, ее  ход, её составляющие компоненты («точки»),  в каком месте детского сада они будут находиться. До начала проведения «клубного часа» мы сообщаем детям тему игры, какие «точки» и где организованы, правила, роли. Конечно, в течение недели идет подготовительная работа: беседуем с детьми о профессиях, готовим совместно с детьми атрибуты, дети играют в сюжетно-ролевые игры в группе. Подключаем к изготовлению атрибутов родителей. Суть каждой игры заключается в различных вариантах развития событий. Вследствие чего дети не только знакомятся с новыми профессиями, такими, например, как модельер, экскурсовод, рентгенолог, манекенщица, но и могут «примерить на себя» понравившуюся роль. Одно из основных правил игры состоит в том, что она не начнётся, пока не найдутся желающие взять на себя необходимые по игре роли. Роли распределяются по желанию детей. В ходе игры дети могут меняться ролями.

Итогом игры «Модельная школа» после посещения ребёнком парикмахера, визажиста, модельера, ювелира, было дефиле – демонстрация моделей одежды в процессе их движения по импровизированному подиуму.

Игра «Кафе» была выстроена на умении детей «зарабатывать», т.е. получать за свой труд поощрение (у нас это были смайлики), которые они могли тут же потратить – купить поделку другого ребёнка в «магазине», посетить фотоателье (сделать фотографию) или сходить в кафе. Заработать смайлики дети могли, изготовив поделку (фоторамку, яркие бусы из макарон, тюльпан) или решив интеллектуальную задачку. Чтобы сохранить интерес к игре и удовлетворить запросы детей, пришлось добавлять роли. Например, в больнице во второй игре мы ввели роль процедурной медсестры, в третьей – рентгенолога и окулиста.

Рассмотрим организационные моменты и развитие сюжета более подробно на примере игры «Мы – туристы».

Предварительно творческой группой мы определили цель и задачи игры. Разработали план, продумали составляющие компоненты. В течение недели шла подготовительная работа: воспитатели беседовали с детьми о профессиях экскурсовода, врача, медицинской сестры; готовили совместно с детьми атрибуты (рисовали билеты, вывески). Подключили к изготовлению атрибутов родителей (капельница, аппарат для рентгена). До начала проведения «клубного часа» мы сообщили детям тему игры, в каком месте детского сада и что будет организовано, какие необходимы роли.

Суть игры заключается в различных вариантах развития событий, т.е. дети, в зависимости от собственного желания, могут менять последовательность посещения «точек». В течение часа дети имеют возможность: познакомиться с обитателями зоопарка, пройти тропу с препятствиями, проявить свои музыкальные способности на «привале», порыбачить, приготовить себе бутерброд из заранее заготовленных продуктов, посетить больницу.

На каждой «точке» присутствует взрослый. В зависимости от ситуации он может быть просто наблюдателем, либо помощником, либо равноправным партнером по игре. 

Например, при прохождении детьми полосы препятствий, взрослый создаёт проблемную ситуацию: «Коля, по – моему, ты поранил руку, тебе необходима медицинская помощь. Нам нужен водитель, который отвезет Колю в больницу» и т.д. Таким образом, педагог развивает сюжет игры. Заканчивается игра по звонку колокольчика. Дети возвращаются в свои группы, где проводится «рефлексивный круг».

Данная практика реализуется в нашем детском саду с сентября 2018 года. Каждую игру за этот период повторяли 2-3 раза.

Уже сейчас, по высказываниям детей на «рефлексивном круге», можно сделать вывод, что детям очень нравится организация «клубного часа»   в форме большой сюжетно-ролевой игры. Для того, чтобы отследить эффективность данной практики, используем диагностику, предложенную Н.П. Гришаевой, направленную на выявление сформированности социальных навыков и саморегуляции поведения у детей. А также карты наблюдений за проявлениями коммуникативных способностей у дошкольников (авторы - А.М. Щетинина, М.А. Никифорова). Для исследования уровня развития инициатив (творческая инициатива- наблюдение за сюжетной игрой) - «Нормативные карты возрастного развития дошкольников», Н.А. Короткова, П.Г. Нежнов.

Такая форма работы позволила нам к концу учебного года получить положительную динамику в развитии коммуникативных качеств дошкольников, в развитии произвольности поведения, инициативности. Если на начало учебного года дети разных групп стеснялись общаться между собой, вели себя скованно, неуверенно, воспитателям приходилось руководить игрой, наталкивать на определённые действия, зачастую приходилось брать роль на себя, было много «нарушителей» порядка. То уже сейчас от желающих взять на себя роль нет отбоя, воспитатели лишь наблюдают со стороны за ходом игры, дети стали чаще проявлять инициативу в игре, сами создают проблемные ситуации, развивая тем самым сюжет, а нарушителей просто не стало.

 

Методические материалы: сюжетно-ролевая игра "Кафе", сюжетно-ролевая игра "Модельная школа", сюжетно-ролевая игра "Мы - туристы"

 

Отзывы родителей (отзыв 1, отзыв 2, отзыв 3, отзыв 4)

План "Клубных часов" на 2019-2020 уч. год