8 (39161) 3-42-45

г. Канск

Get Adobe Flash player

Главное меню

Музыкальный руководитель

Страничка музыкального руководителя

 Уважаемые родители! 

Приглашаю Вас к сотрудничеству для обеспечения психологического климата и развития духовно-нравственной позиции Вашего ребёнка, а также положительной динамики его достижений при организации музыкально-творческой деятельности в контексте реализации ФГОС ДО.

 Муз.руководитель ДОУ № 17 «Светлячок»

                    Арнаутова Тамара Егоровна

 

Музыка лечит

В последнее время стала подтверждаться теория о потрясающем влиянии вокального пения на организм. Во время исполнения песни происходит как бы мягкий массаж горла, легких, бронхов, диафрагмы, что, безусловно, тренирует и укрепляет организм, а звук, поглощаемый другими внутренними органами, стимулирует их работу. Поэтому неудивительно, что среди оперных певцов так часто встречаются долгожители.

Музыка оказывает непосредственное влияние на здоровье.

Музыкотерапия – это лекарство, которое слушают. Специально подобранные мелодии снимают гнев и досаду, улучшают настроение. Раздражающая музыка дает противоположный эффект. Духовная и религиозная музыка хорошо снимает болевой синдром. Развитию умственных способностей у детей способствует музыка Моцарта. Музыка обладает сильным психологическим воздействием на детей. Она влияет на состояние нервной системы. В связи с этим важно обратить внимание на то, какую музыку слушают дети, особенно дошкольного возраста.

Памятка родителям:

  • Слушайте с ребенком только детскую музыку
  • Музыка помогает найти контакт между взрослым и ребенком, сделать их друзьями
  • Важно заинтересовать ребенка музыкой, ее настроением, звучанием различных инструментов
  • Музыка лечит духовный мир ребенка.

Коммуникация дошкольников через игровую деятельность

 

«Без игры нет, и не может быть полноценного развития.

Игра – это огромное светлое окно, через которое

в духовный мир ребенка вливается живительный поток

представлений и понятий. Игра – это искра, зажигающая

огонек пытливости и любознательности».

В.А. Сухомлинский

         Коммуникативное развитие дошкольников происходит через игру. Игра – это школа социальных отношений, в которых моделируются формы поведения ребенка. Ребенок играет не только с игрушками, но и словами, ситуациями, событиями. Ребенок играет со всем миром. Если маленький ребенок ничего не придумывает, если его творчество не изливается из него мощным ярким потоком, тогда надо бить тревогу и думать – что же такого произошло с ребенком, здоров ли он?

         Коммуникативная игра для детей предполагает совместную деятельность со сверстниками, педагогами и родителями. В процессе этих игр ребенок переживает неподдельную радость, что в дальнейшем обращается в оптимизм, жизнерадостность, умение ладить с другими людьми, способность преодолевать жизненные трудности и добиваться поставленных целей. Отсутствие же коммуникативных навыков приводит к задержке психического развития ребенка, а в будущем – к формированию негативной жизненной позиции.

         Три условия успешной игры с ребенком:

  • Взрослый (педагог или родители) проявляет большую заинтересованность в игре
  • Взрослый сопровождает игровые действия положительными комментариями, использует стихи, потешки
  • Взрослый создает комфортную, теплую атмосферу.

Уважаемые родители! Дефицит общения через игру со своим ребенком будет  тормозить коммуникативные навыки Вашего ребенка. Дабы избежать такой проблемы – общайтесь и играйте со своими детьми. Важно не количество, а качество общения! Через игру учите ребенка слушать и слышать.

Художественно-эстетическое развитие дошкольников.

         Формирование общей культуры личности ребенка происходит в процессе художественно-эстетической деятельности. Художественно-эстетическая деятельность – это деятельность, возникающая у ребенка под влиянием литературного, музыкального или изобразительного произведения искусства. В связи с этим, особое внимание следует обратить на такое понятие как восприятие. Ребенок по-своему воспринимает художественные образы. Он обогащает их собственным воображением и соотносит со своим личным опытом.

         Одна из главных задач музыкального руководителя в этом направлении – развитие эмоциональной отзывчивости. Мониторинга конкретно по музыкальному развитию не существует. Но требования ФГОС ориентируют педагога на то, чтобы деятельность была построена по принципу: обеспечение максимальной реализации образовательного потенциала пространства зала и групп для музыкального развития дошкольников. Например: предметная среда, пособия, музыкальные инструменты, оборудование и т.д..

         Дети от природы наделены удивительной способностью воспринимать прекрасное. Задача музыкального руководителя и воспитателя заключается в максимальном развитии этой способности в более осознанную.

         В нашем дошкольном учреждении, для развития эмоциональной сферы ребенка, музыкальный руководитель и воспитатели используют такие формы организации художественно-эстетической деятельности как:

  • праздники
  • развлечения
  • досуги
  • занятия по восприятию музыки, музыкально-ритмическим движениям
  • театрализованные спектакли
  • клубные часы (деятельностные, свободные, сюжетно-ролевые игры)
  • музыкальные сказки
  • музыкально-дидактические игры
  • проектная деятельность
  • исследовательская деятельность
  • музыкальные конкурсы, фестивали, концерты
  • музыкальные кружки
  • квесты.

*   *   *

Не следует огорчаться,  если Ваш ребёнок категорически отказывается петь, танцевать или рассказать даже маленькое стихотворение.  А если и возникают подобные желания, то пение, на Ваш взгляд, кажется далёким от совершенства, движения смешны и неуклюжи, а в коротком четверостишии есть трудности воспроизведения текста. Отсутствие какой-либо из способностей может тормозить развитие остальных. Задачей взрослого  является устранение «нежелательного тормоза». Нельзя ребёнку «приклеивать ярлык» - неспособный, если ничего для этого не сделано, чтобы эту способность у него развить.

В раннем возрасте (до 3-х лет) процесс выявления склонностей малыша ложится в основном на плечи родителей и ближайшее окружение бабушек и дедушек. Наблюдение и игра дают возможность изучить многие особенности ребёнка. В дошкольном возрасте эти задачи решаются в конкретной деятельности. Это различные кружки, театральные студии, музыкальные школы и т.д. Способствовать художественно-эстетическому развитию детей – компетенция педагогов. Но и родителям необходимо вносить свой личный вклад в формирование основ художественно-эстетической культуры. Посещение праздничных мероприятий, где участвует Ваш ребёнок, придаёт ему энергию положительных эмоций для демонстрации своих умений и навыков. Поход в театр со сверстниками и воспитателем никогда не заменят ребёнку культурного времяпрепровождения со своей семьёй.

Стимулирование эмоционально-психологического комфорта для развития способностей дошкольников – это построение эмоционально-комфортного взаимодействия детей, педагогов и родителей, которое позволяет развить в ребёнке задатки его таланта (петь, рисовать, танцевать и т.д.).

В дошкольные годы у ребёнка проявляются специфические способности в одной из областей человеческой деятельности, что свидетельствует о его врождённых способностях, его одарённости.

Американские психологи А.Хаан Г.Кафф разработали тест-анкету на выявление этих способностей.

Ваш ребёнок имеет музыкальный талант, если он:

- любит музыку, стремится её послушать

- легко отзывается на ритм и мелодию, быстро их запоминает

- пытается играть на детских музыкальных инструментах

  Литературный талант:

- рассказывает о чём-либо, умеет придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль

- любит фантазировать или импровизировать на тему действительного события

   Артистический талант:

- выражает свои чувства мимикой, жестами и движениями

- стремится вызвать эмоциональные реакции у других, когда с увлечением о чём-то рассказывает

-  меняет тональность и выражение голоса, подражая человеку о котором рассказывает

-  с желанием выступает перед аудиторией.

Уважаемые родители!  Наблюдайте за Вашими детьми с младшего возраста. Это поможет Вам установить наиболее выраженную одарённость Вашего ребёнка и уровень его интереса. А продолжить путь по тропинкам развития одарённости Вам помогут педагоги  и специалисты детского сада "Светлячок" .

 

 *   *   *

Игра для ребёнка – это не только удовольствие и радость, но и развитие личности. Игра формирует  познавательные способности, развивает речь. Именно в игре дети выражают свой внутренний мир и проявляют себя как деятели и творцы. Дошкольники очень любят театрализованные игры. В такой игре ребёнок создаёт маленький мир детской фантазии. В процессе деятельности у ребёнка происходит интенсивное развитие речи, памяти, обогащается словарный запас, развивается воображение, мышление. А самое главное – любые выступления раскрепощают ребёнка, помогают ему побороть стеснительность.

Наблюдая за игрой детей, можно отметить у них огромный интерес к кукольному театру. Одни дети стремятся продемонстрировать свой маленький спектакль из имеющегося реквизита, другие предпочитают быть зрителями и с любопытством наблюдают за представлением сверстников. А все вместе получают огромное удовольствие от спонтанного маленького праздника. В душе каждого ребёнка таится желание свободной театрализованной игры, в которой он воспроизводит знакомые литературные сюжеты или придумывает их сам.

Рекомендации родителям: 

- найдите свободное время для Вашего ребёнка

- Ваши рукодельные возможности совместно со своим ребёнком помогут создать персонажи кукол своими руками

- научите детей называть вслух свою роль и пояснять в игре свои действия, озвучивать персонажа. «Я – лисичка-сестричка».

- помогите ребёнку на своём примере озвучить героя сказки с особой интонацией.

- чтобы победить страх, если таковой имеется, предложите ребёнку принять на себя роль не только положительного героя, но и того, кого он боится.

- обеспечьте соответствующую «магическую» обстановку: полумрак, кулисы и т.д.

Игра со своим ребёнком – это духовная атмосфера, обеспечивающая ценный вклад в развитие Вашего чада. Она несравнима с заботой о питании, красивой одежде, приобретении огромного количества игрушек, встречи с аниматорами.  Домашний праздник, подготовленный вместе с родителями, может стать важной частью в жизни Вашего сына или дочери!

*   *   *

«Запоют дети – запоет народ», – писал К.Д. Ушинский. А будут любить пение дети или нет, во многом зависит от взрослых.

         Дошкольный возраст – самый благоприятный период для формирования и развития певческого голоса. С 1 ноября в нашем детском саду начинает работать кружок «Домисолька». Занятия будут проводиться бесплатно два раза в неделю. Подбор воспитанников будет осуществляться из разных возрастных групп по желанию детей и родителей.

         Теоретической базой данной деятельности являются разработки Н.А. Метлова, Д.Б. Кабалевского, Н.А. Ветлугиной, Д.Е. Огороднова, в которой предлагается цикл песен-упражнений, способствующих развитию музыкальности ребенка (ладового и ритмического чувства, звуковысотного и динамического слуха).

         Цель вокального воспитания – развитие вокальных навыков и нарастание обучающих приемов в формировании детского вокального искусства.

         Музыкально-педагогическая деятельность определяется педагогической идеей научить ребенка петь четко, внятно, с любовью и настроением, с большой самоотдачей, эмоционально и красиво. Это самая главная задача реализации процесса занятий. Организуя работу в данном направлении, мы, прежде всего, ориентируемся на возможности детей, активно привлекаем к сотрудничеству воспитателей и родителей.

Музыкальный руководитель Т.Е. Арнаутова

 

Рекомендации для родителей

по теме: «Ярмарка музыкальных инструментов»

         Музыка окружает нас с самого детства. В дошкольном учреждении предусмотрен ассортимент детских музыкальных инструментов, из которых можно составить детский оркестр. В доме у ребенка также должна быть создана музыкальная среда, соответствующая его возрасту. В домашней обстановке у ребенка больше возможностей осмыслить и усвоить звучание детских музыкальных инструментов, которые являются маленьким прототипом профессиональных музыкальных инструментов. Безусловно, детские музыкальные инструменты упрощены и не полностью воспроизводят звучание профессиональных инструментов.

         Уважаемые родители! Приобретая детский музыкальный инструмент не надо относиться к нему, как только к игрушке! При выборе инструмента нужно обращать внимание не только на его стоимость и торговую марку, но и на удобство игры ребенка на данном инструменте и соответствие его возрасту.

         Детские музыкальные инструменты делятся на шумовые и звуковысотные.

Шумовые инструменты (ложки, маракас, бубен, барабан и др.) предпочтительнее приобретать для детей младшего возраста. Они отлично развивают чувство ритма.

Для ребят шести-семи лет предпочтение лучше отдавать звуковысотным музыкальным инструментам (металлофон, ксилофон, колокольчики, треугольник, детский синтезатор и др.). Они развивают звуковысотный слух и повышают интеллектуальные способности ребенка. Успешное музицирование – это знание приемов игры на инструменте. Перед приобретением того или иного музыкального инструмента можно проконсультироваться с музыкальным руководителем, либо воспользоваться справочником по обучению игры на детских музыкальных инструментах. Любой инструмент способствует развитию у ребенка ладового чувства, тембровых и музыкально-слуховых представлений.

         Знакомить ребенка с музыкой нужно обязательно. Важно делать это с помощью правильных игрушек. Избегайте, пожалуйста, покупки детских музыкальных инструментов с искаженным звуком – громко кричащие, чаще всего на ярко мигающих батарейках.

*   *   *

Художественно-эстетическому развитию в дошкольном учреждении уделяется определенное количество часов, но для внесения в жизнь детей «настоящей» музыки этого недостаточно. У дошкольников музыкальные предпочтения складываются не только из опыта музыкальных занятий, но и той среды, в которой они воспитываются. А это семья!

Мы взрослые часто не задумываемся о том, что являемся «носителем» примера для своих детей. То, что легко воспринимается нами, не всегда положительно воздействует на детскую психику и может травмировать ее! Очень осторожно нужно оставлять отпечаток вкусовых представлений музыкальной предпочтительности, если в семье есть дети!

В основе любого образования лежит в первую очередь интерес. Для развития интереса к музыке необходимо создавать условия в дошкольном учреждении и дома. Музыкальный уголок с детскими музыкальными инструментами может способствовать желанию детей к овладению простейшими навыками игре на металлофоне, бубне, маракасах и т.д. Очень хорошо, если родители приобретают диски из комплекта по слушанию музыки в детском саду. Например «Детский альбом» П.И. Чайковского, «В пещере горного короля» Э. Грига, музыкальные сказки «Бременские музыканты», «Золотой ключик».

Рекомендую родителям читать детскую литературу о музыке: «Музыка – детям» со стихами Л. Михеевой, «Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества» В.Н. Шацкой.

В.Н. Шацкая подчеркивает, что решение эстетического воспитания средствами искусства можно решать только при наличии у детей интереса, который развивается и воспитывается в процессе обучения на занятиях и в семье.

Заниматься с детьми – значит отдавать им свой жизненный и духовный опыт и приобщать маленького человека к миру прекрасного!

Художественно-эстетическое развитие обладает редкой возможностью воздействия на мировоззрение ребенка. Это всегда диалог с ребенком. Его настойчивость, целеустремленность и желания постигать тайны искусства зависят от культуры воспитания высокохудожественными произведениями, соответствующими возрасту ребенка.  

 

Самореализация творческих возможностей дошкольников

Самореализация ребёнка – это раскрытие детских личных возможностей, которые ведут к более счастливой и успешной жизни. У каждого индивида имеется ряд потребностей, без удовлетворения которых невозможно осуществление счастливой жизни. Очень сложно ребёнку найти ту область, в которой он максимально раскроется, применит свои качества характера и достигнет определенных целей. Если личность находит такую область, то её успех в самореализации гарантирован.

Самореализация включает получение удовольствия от процесса работы и имеет тесную взаимосвязь с общественной оценкой. Самореализация может позволить  каждой личности предстать перед социумом в блеске своих возможностей и талантов. Умение направлять свои плохие и хорошие черты характера на достижение целей, всегда ценно в обществе. Личностей реализующих свой потенциал всегда любят и уважают.

Ежедневно в нашем детском саду предоставляется возможность детям заниматься самостоятельной деятельностью, которая раскрывает индивидуальные особенности воспитанников. Через музыкальные занятия, мероприятия различного уровня с помощью педагогов и родителей происходит содействие проявлению инициативности и желанию активного участия в культурно-досуговой деятельности. Созданы условия, обеспечивающие позитивную мотивацию к разным видам музыкально-ритмической деятельности.

Процесс осознанной самореализации интенсивно формируется в дошкольном детстве и наиболее продуктивной его сферой является участие воспитанников в мероприятиях различного уровня. Нужно отметить, что влияние педагогов,  осуществление компетентного подхода к любому проявлению ребёнка, умение спрогнозировать личностный рост воспитанников – важное условие для развития самореализации.

Влияние музыки на здоровье ребёнка

Чем возбудимее ребёнок, тем более спокойные мелодии стоит ему слушать. Чья активность оставляет желать лучшего, тому рекомендована энергичная, мажорная музыка.

В доме, где растёт ребёнок, должна звучать разнообразная музыка! Хочется подчеркнуть две важные вещи – особенности детского восприятия и музыкального вкуса.

Музыкальный вкус можно воспитать, а вот восприятие соразмеримо только жизненным ритмам детского организма. 

Любое воздействие на ребёнка должно быть дозировано. Если говорить о музыке, она тоже должна положительно воздействовать по громкости, длительности и нервная система и мозг нуждаются в паузах, в «островках тишины».  Есть рекомендации по музыкотерапии, каждую музыку, инструменты предлагать для прослушивания в детском раннем возрасте. Например: такие инструменты, как флейта, скрипка, фортепиано, а также звуки природы – успокаивают и расслабляют нервную систему ребёнка. Снижают чувство тревоги народные детские песенки, мажорные произведения с невысоким темпом. «Лунная соната» Л.В. Бетховена снижает возбуждение. Музыка В.А. Моцарта повышает настроение. Музыкотерапия способна уменьшать боль, повышать активность, активизировать умственную деятельность, нормализовать дыхание.

Отдельная тема – игрушечные музыкальные инструменты. В большинстве своём они вредны – не соответствуют реальному звучанию и расстроены. А вот музыкальные произведения с настоящими настроенными инструментами приносят огромную пользу для восприятия детского слуха и нервной системы.

Создатель новаторских концепций Масаро Ибуку выпустил книгу «После трёх уже поздно», в которой рассказал о своём эксперименте: он исследовал детей, которые благодаря музыке развивались быстрее, чем их сверстники. В эксперименте дети только слушали музыку, а не играли на музыкальных инструментах. Исследования показали благотворное влияние на:

- коммуникативные способности детей;

- развитие памяти, пространственного мышления;

- усвоения учебного материала и воображения;

- творческих способностей;

- целеустремлённости, усидчивости и самостоятельности.

 

Памятка для родителей

  1. Детям вредно петь в холодную погоду.
  2. С детьми надо петь песни только для их возраста.
  3. Необходимо слушать музыку в семье.
  4. Взрослые должны беречь детский голос. Нельзя разговаривать с детьми слишком громко, а так же следить за тем, чтобы и дети не слишком громко говорили, так как крик, шум портит голос, притупляет слух и влияет на их нервную систему.
  5. Обучать детей пению может не только педагог, но и родители, имеющие небольшую музыкальную подготовку. Длительность занятий 10 – 12 минут.
  6. Не «приклеивайте» Вашему ребёнку ярлык «немузыкальный», если Вы ничего не сделали для того, чтобы эту музыкальность у него развить.
  7. Обогащайте мир ребёнка разносторонними музыкальными впечатлениями, совместно посещайте музыкальные спектакли, концерты, театр и т.д.
  8. Равнодушие родителей препятствует разностороннему развитию ребёнка и обедняет его кругозор.
  9. Родители – главный авторитет для ребёнка.
  10. Рекомендуемые произведения для слушания музыки в дошкольном возрасте (музыкотерапия):

- В.А. Моцарт.   Симфония № 40 соль минор 1 часть.

- Э. Григ. Сюита «Пер Гюнт», «Утро».

- Музыкальные композиции Поля Мориа.

- Сен Санс. «Карнавал животных» (симфонический оркестр).

- Обработки для русского народного оркестра «Калинка», «Камаринская».

 

Музыкально-эстетическая деятельность – есть та форма обучения, которая является и комфортной, и интересной, и дающей возможность для самовыражения ребёнка.

    Задачи музыкального руководителя:

- уметь моделировать среду для содержательного досуга воспитанников;

- проводить мониторинг по отслеживанию эмоционального развития детей;

- стимулировать поддержание интереса для овладения практическими навыками в культурно-досуговой деятельности.

   Духовное и творческое обогащение воспитанников улучшается при согласованности педагогов и их родителей. Важно учитывать психофизическую особенность обучающихся, так как музыкально-эстетическая деятельность предполагает физические нагрузки и педагог должен определять их дозировку, учитывая индивидуальные данные и здоровье ребёнка.

В процессе обучения музыкально-творческой деятельности, я считаю наиболее приемлемым сотрудничество с родителями и их активное участие в жизни детского сада, а именно:

- посещение музыкальных занятий, праздников, вечеров развлечений;

- рекомендации музыкальному руководителю по реализации индивидуального образовательного маршрута для своего ребёнка;

- предложения по созданию условий для художественно-эстетического развития детей, нуждающихся в развитии эмоционально-волевой сферы, познавательной деятельности, коммуникативных навыков и т.д.;

- личные обращения по любой проблеме, касающейся музыкального развития детей.

«Создание условий для  обучения дошкольников игре на детских музыкальных инструментах»

Детское музицирование:

- расширяет сферу музыкальной деятельности дошкольников;

- повышает интерес к музыкальным занятиям;

- способствует развитию музыкальной памяти, внимания, помогает преодолению застенчивости, скованности и расширяет музыкальное воспитание ребёнка.

Обучаясь игре на детских музыкальных инструментах, дети открывают для себя мир музыкальных звуков. В процессе игры ярко проявляются индивидуальные черты каждого исполнителя: наличие воли, сосредоточенности, эмоциональности, развиваются и совершенствуются музыкальные способности детей.                   

        Уже в 1-й младшей группе я знакомлю детей с музыкальными игрушками и учу узнавать и различать звуки погремушки, бубна и барабана. Каждая музыкальная игрушка представляется малышам по создаваемой игровой ситуации.                                                         

       Во 2-й младшей группе задача состоит в приобщении детей к пониманию динамики музыки, и дети учатся различать тихое и громкое звучание. Ребята средней группы через игровые ситуации учатся различать и чувствовать ритм, реагировать на смену контрастной музыки.

     В старшей группе, при обучении игре на детских музыкальных инструментах важное место отводится музыкально-дидактическим играм, которые помогают развивать в детях определённые умения и навыки, необходимые при овладении различными инструментами. Например: игра для развития тембрового слуха «Лесная школа». Данная игра способствует развитию умений классифицировать виды по принадлежности инструментов.

    В подготовительной группе главный этап работы – это создание оркестра и сознательное разучивание в нем определённых ритмических и мелодических мелодий с использованием ударных, шумовых и духовых инструментов.

    Занятия в оркестре дают позитивные результаты независимо от того, насколько быстро продвигается ребёнок в своём практическом исполнительстве и музыкальном развитии. Главное – удовлетворение дошкольников в эмоциональном плане.

   Практика показывает, что обучение игре на детских музыкальных инструментах помогает развивать не только практические навыки, но и в атмосфере увлеченности, вдохновения, искренней радости и желанию «публичных» выступлений перед сверстниками, родителями, у детей формируется положительная динамика в развитии инициативы в других  видах деятельности.

Создание условий для  обучения игре на детских музыкальных инструментах открывает возможности для позитивной социализации, развития инициативы и творческих способностей обучающихся.

 

Влияние музыки на психику ребенка

Уже давно доказано учёными, что музыка обладает сильным, психологическим воздействием и оказывает влияние на здоровье взрослых и детей. Это различные эмоциональные состояния нервной системы человека от покоя до агрессии. В связи с этим, важно обратить внимание на то, какую музыку слушают Ваши дети, а с самого раннего возраста важно приучать к музыкотерапии классики.

Психологи рекомендуют многопрофильное классическое слушание таких композиторов как Моцарт, Гайдн, Шопен, Шуберт, Чайковский, Лист. В произведениях именно этих композиторов звучат такие инструменты как скрипка, арфа, виолончель, флейта, гобой, кларнет, саксофон, фортепиано. И все перечисленные классики, и их музыкальные шедевры несут положительную энергетику нашему организму в области кардиологии, органов печени, почек, лёгких, а самое главное – эмоциональный заряд (прилив бодрости, снятие усталости, головной боли, депрессии, стресса, помогают справиться с бессонницей). Возбуждающая громкая музыка, выражающая агрессивный настрой, лишает взрослого и ребёнка состояния уравновешенности, спокойствия и часто побуждает к разрушительным действиям. Особенно противопоказано такое слушание детям гипервозбудимым, расторможенным, со слабым контролем, так как она усиливает отрицательные проявления в поведении ребёнка.

Трудно убедить маленьких детей сидеть и слушать классическую музыку, поэтому рекомендую вечером перед сном, читая сказку, включать её фоном. По окончании прочитанного предложите ребёнку закрыть глаза и представить себя в саду, в лесу или на море и понаблюдать, как расслабляется Ваш ребёнок и, постепенно засыпая, получает положительные эмоции.

Рекомендации для родителей по музыкальному

    воспитанию дошкольников 

Бесспорно, дети - самое лучшее, самое дорогое и любимое, что у нас есть. К сожалению, для взрослых в последние годы с появлением разнообразных телепрограмм и телешоу проблема детского досуга стала легко разрешима: свои заботы о детском отдыхе и даже развитии мы перекладываем на телевизор. Забываем о том, насколько важен для ребенка – в любом возрасте! – контакт со своими сверстниками и, конечно, с родителями. Чтобы не разводить потом руками и не корить себя за невнимание к собственному ребенку, постарайтесь больше времени проводить с детьми. Известная истина: кто в детстве много и увлеченно играл, повзрослев, будет так же и работать. Великое благо, если на работе человек занимается любимым делом. Придумайте для своих детей разные игры и занятия. Устраивайте шумные, веселые праздники с участием друзей, бабушек и дедушек, пап и мам. Сделайте все для того, чтобы ребенку было интересно рядом с вами, и этим вы убережете его от плохих компаний и дурного времяпровождения. Вы наверно, и сами не раз замечали, с каким азартом и удовольствием отдаются игре ваш сын или дочка. В такие минуты они забывают обо всем. Увлеченные игрой, дети живут в ином мире, делают,  с их точки зрения, очень сложную и ответственную работу. Помогите им отнестись к детской забаве серьезно! От вас потребуется только желание устроить праздник себе и своему ребенку.

Рекомендации родителям от музыкального руководителя:

  1. Не раздражайтесь, когда ребёнок пытается играть на каком-либо инструменте, а наоборот, стремитесь к тому, чтобы это заинтересовало его.
  2. Обратите внимание на самостоятельную музыкальную деятельность вашего ребёнка.
  3. Покупайте музыкальные инструменты и игрушки, играйте на них сами, играйте вместе с детьми.
  4. Водите ребёнка в театр, на концерты, особенно на те, в которых участвуют дети.
  5. Следите за тем, чтобы ваш ребёнок почаще слушал и смотрел детские музыкальные телепередачи.
  6. Пошлите заявку на радио или телевидение с просьбой исполнить любимое произведение вашего ребёнка.
  7. Накапливайте детскую фонотеку.
  8. По возможности старайтесь знакомить детей с композиторами.
  9. Музицируйте дома с детьми (пойте, играйте на музыкальных инструментах, танцуйте) .
  10. Предлагайте детям разнообразную музыку.
  11. Отдайте ребёнка в музыкальный кружок или на занятия в музыкальную школу (по возможности).
  12. Обсуждайте с детьми просмотренные спектакли, концерты.
  13. Помогите придумать ребёнку музыкальную сказку, сценку.
  14. Интересуйтесь тем, что узнал нового ребёнок на музыкальном занятии в детском саду.
  15. Обязательно присутствуйте и по возможности участвуйте в утренниках и на вечерах развлечений в детском саду.
  16. Бывая на природе, обращайте внимание ребёнка на «звуки музыки» вокруг нас (музыку природы).
  17. После концерта или спектакля побуждайте ребёнка к передаче впечатлений в рисунке, рассказе и других формах.

***

Для созревания будущего мировоззрения нужно сформировать эстетические взгляды, и эту культуру необходимо формировать в дошкольном возрасте, т.к. он наиболее благоприятен. В эстетическое воспитание входит эстетическое развитие, как процесс активизации восприятия, творческого воображения, образного мышления, эмоционального чувствования, формирования духовных потребностей. Одна из актуальных проблем, стоящих перед современным обществом – угроза духовного оскудения личности и опасность утраты нравственных ориентиров. Большое значение имеет то окружение, в котором растет ребенок (особенно в первые годы жизни). Музыкальное развитие активно воздействует на психику ребенка и оказывает влияние на его самочувствие.

В нашем ДОУ педагогический коллектив организовывает творческую деятельность воспитанников, учитывая возможности и потребности детей. Утро начинается с зарядки под «живую музыку».  На музыкальных занятиях ребята учатся организации слушания, пения, музыкально – ритмических движений, игре на музыкальных инструментах. Музыка окружающих звуков – это мир радостных переживаний. Изучая и получая элементарные навыки творческой деятельности, ребята применяют их на праздниках, вечерах развлечения, а наиболее смелые и уверенные воспитанники участвуют в городских мероприятиях разного уровня и смело демонстрируют свои умения. Нет не талантливых детей! Задача педагогов и родителей увлечь ребенка, вовремя заметить его заинтересованность к определенному виду деятельности подбадривать его начинания. Рекомендации для уважаемых родителей: если ваш ребёнок играет в игру, поёт песенку, танцует и т.д. недостаточно просто его похвалить! Включитесь вместе с ним в игру, рисуйте, пойте, читайте книжки. Совместные действия – это эмоциональный комфорт и успешность в практической деятельности а также в становлении и развитии всех способностей вашего ребёнка!

***

     Мы живем в системе инновационного режима. Задача педагога: создать условия для развития и поддержки ребенка. Современные подходы дошкольного образования требуют от педагога качества тех условий, которые мы создаем. Модель взаимодействия педагога и ребенка можно реализовать только в совместной деятельности. Педагог – инициатор, права педагога и ребенка на одном уровне. Наблюдать за ребенком, поддерживать его инициативу, развивать его достижения, вот основная задача в организации образовательного процесса. Наряду с вышеуказанными задачами, педагог имеет возможность обеспечивать поддержку родителей в вопросах образования и воспитания детей. Иногда приходится сталкиваться с характерными трудностями коммуникативных отношений с родителями, обладающими тонкой нервно – психической организацией взаимодействия. Через развитие ребенок должен получать достижения. Педагог должен знать методы, которые дают впечатления, обучают техническим приемам, учат сравнивать, отличать, наблюдать, развивать творческие способности. И, конечно, родители -  это главные помощники педагогу, так как именно они являются авторитетом для собственного ребенка. Поэтому педагог и родители должны тесно взаимодействовать в процессе воспитания ребенка. Музыкальное воспитание расширяет возможности ребенка и способствуют стимулированию преобразующей деятельности детей. Гармоничное развитие получает ребенок, если в семье развиты определенные традиции:

  1. Организовывать совместно с ребенком посещение выставки, театра, музея, цирка, кино (обсуждать экскурсию увиденного).
  2. Воспитывать интерес к искусству: поощрять активное участие в художественной самодеятельности, занятия в танцевальных коллективах, обучение в школе искусств музыке, художественному творчеству.
  3. Формировать эстетические суждения в адрес собственного ребенка (учить аргументировано и развернуто оценивать творческие поделки, созданные самим ребенком и его сверстниками, обращая внимание на обязательность доброжелательного и уважительного отношения к работам товарищей).
  4. Посещать все мероприятия с участием вашего ребенка, хвалить его исполнительство, подбадривать при неудачах, снимать эмоциональное напряжение при нервных расстройствах, а иногда допускать критику в адрес ребенка с завышенной самооценкой и проявлением слабой активности, т. е. учить такого ребенка адекватной самооценке.
  5. Общение с социумом требует от ребенка полноценного здоровья. Чтобы сохранять и укреплять здоровье, можно рекомендовать родителям стабильное участие в групповых ритуалах ДОУ: принимать участие в спортивных праздниках, утренниках, развлечениях, где вместе с ребенком можно приобщаться к соревнованиям, игровой деятельности, контролировать процессы, происходящие во время физической нагрузки.

Культура здоровья, питания, развивают психофизические качества ребенка.  Культурно – досуговая деятельность, эстетическая развивающая среда формируют стремление дополнять и углублять достижения творческой деятельности воспитанников, создавать условия для развития индивидуальных способностей  ребенка и содействовать появлению увлечений и интересов.

 * * *

«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности». (В.А. Сухомлинский).

Психолог А.Н. Леонтьев, ученик и редактор работ Л.С. Выгодского, считал ведущей такую деятельность, которая оказывает особое воздействие на развитие ребёнка. В настоящее время общепризнано, что именно игра является ведущей деятельностью ребёнка дошкольного возраста.

Игра позволяет совместить приятное с полезным: расширить кругозор, закрепить и углубить знания, развивать память, смекалку, находчивость, наблюдательность и другие индивидуальные способности.

Игра – это важное условие социального развития. Играя, дети знакомятся с разными видами деятельности взрослых, учатся понимать и осознавать чувства и состояния других людей, сопереживать им. В ходе игры приобретаются навыки общения со сверстниками, старшими детьми и взрослыми.

Рекомендации родителям по развитию игровой деятельности.

  1. Предоставлять ребёнку возможность реализовывать его потребности и интересы.
  2. Обеспечивать условия для самостоятельной игры.
  3. Поощрять стремление ребёнка изготавливать своими руками недостающие для игры предметы.
  4. Поддерживать и поощрять игровую деятельность детей – это повышает их самооценку.
  5. Во время совместной игры с ребёнком не раздражаться, если его действия Вас не устраивают.
  6. Участие взрослых в игре должно сопровождаться вопросом к ребёнку: «Как ты думаешь?»
  7. Внимательно выслушивать рассуждения ребёнка и не иронизировать над ними.
  8. С раннего детства побуждать детей доводить начатое игровое действие до конца, поощряя их усилия.
  9. Включать игру во все сферы жизни ребёнка.
  10. Не наказывать ребёнка лишением игры.

 

Дети с особыми образовательными потребностями

Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, которые имеют нарушения общего развития, не позволяющие им вести полноценную жизнь. Сложность и характер нарушения нормального развития ребёнка определяют особенности формирования у него необходимых знаний, умений и навыков, а также различные формы педагогической работы с ним. Структура дефекта влияет и на практическую деятельность детей.

В настоящее время в системе образования России, как и в других странах мира, ведущие позиции в обучении детей с проблемами в развитии занимает интеграция. Большое внимание уделяется адаптации среды. Развитие способностей детей с особыми образовательными потребностями наблюдается и в музыкальной сфере.

В нашем ДОУ все специалисты, сотрудничая между собой, разрабатывают и реализуют индивидуальные образовательные маршруты для детей с особыми образовательными потребностями. Педагогическая диагностика в течение года позволяет внести коррективы в план работы с детьми, испытывающими трудности в освоении программы. Применяются методы, средства и способы, обеспечивающие целостную реализацию целей и задач образовательной деятельности с учетом специфики образовательных потребностей и интересов таких воспитанников. Если подводить итоги года, можно отметить положительные результаты в художественно – эстетическом развитии. Созданы условия, обеспечивающие позитивную мотивацию к разным видам музыкально-ритмической деятельности. Проявляется интерес детей с ограниченными возможностями  здоровья к формированию творческих навыков через практические умения в хореографии, вокале, театрализованных представлениях и игре на детских музыкальных инструментах.

Детям с особыми образовательными потребностями предоставляется возможность заниматься самостоятельной творческой деятельностью, с опорой на раскрытие индивидуальных особенностей через реализацию разноплановых досуговых мероприятий: государственные праздники, вечера развлечений, конкурсы, фестивали и т.д. Хочется отметить улучшение их коммуникативных качеств в общении со сверстниками, формирование уверенного творческого поведения и осознанной потребности в культурно-досуговой деятельности. Педагогические рекомендации психолога позволяют обеспечивать эмоциональное благополучие детей с особыми образовательными потребностями.